11
декабрь
2023
ONLINE MEKTEP СЕРВИСІНІҢ КӨМЕГІМЕН ОҚУ ПРОЦЕСІН ҰЙЫМДАСТЫРУ БОЙЫНША ӘДІСТЕМЕЛІК ҰСЫНЫМДАР/МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА С ПОМОЩЬЮ СЕРВИСА ONLINE MEKTEP
Посмотреть онлайн файл: 18.pdf
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА С ПОМОЩЬЮ СЕРВИСА ONLINE MEKTEP
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА С ПОМОЩЬЮ СЕРВИСА ONLINE MEKTEPСОДЕРЖАНИЕ:
- Введение.
- Содержание сервиса Online Mektep. Дифференциация (уровни А, В, С).
- Требования к содержанию урока.
- Система оценивания.
- Возможности Online Mektep как экосистемы обучения.
- Порядок организации и проведения дистанционного обучения.
- Приложения 1, 2, 3.
- Глоссарий.
ВВЕДЕНИЕ.
ТОО «Bilim Media Group» занимается разработкой цифровых образовательных ресурсов с 2011 года и с 2015 года оказывает качественные услуги в сфере образования всем школам РК.
Цель компании – повышение качества образования через использование инновационных технологий.
Образовательные ресурсы компании «Bilim Media Group» – Bilimland.kz, iTest.kz, iMektep.kz, Twig-Bilim.kz – ежегодно с 2014 года проходят экспертизу Министерства образования и науки РК и рекомендованы к использованию в учебных организациях (согласно Приказу Министра образования и науки РК от 22 мая 2020 года №216 «Об утверждении перечня учебников, учебно-методических комплексов, пособий и другой дополнительной литературы, в том числе на электронных носителях»). Также ресурсы получили положительные отзывы от авторитетных организаций, таких как АО
«Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу», Национального центра тестирования и Центра образовательных программ АОО «Назарбаев Интеллектуальных школ».
В марте 2020 года, во время введенного чрезвычайного положения в стране и мире в связи с распространением коронавирусной инфекции, компания «Bilim Media Group» взяла на себя большую ответственность по организации онлайн-обучения всех учащихся школ РК и успешно реализовала формат дистанционного обучения, предоставив всей республике более 3000 видеоуроков IV четверти по всем основным предметам с 1 по 11 классы на казахском и русском языках посредствам трансляции через республиканские каналы «Балапан» и «Ел Арна».
К 2020-2021 учебному году был разработан сервис в соответствии с учебной программой обновленного содержания среднего образования, включающий в себя не только контент, но и функционал для организации учебного процесса как в учебных организациях среднего образования, так и для самостоятельного обучения – Online Mektep. Это комплексное решение и для учителя-организатора дистанционного обучения по традиционной модели «учитель-ученик», и для учащегося: во взаимодействии с учителем или в форме самостоятельного обучения.
Цель данного сервиса – предоставление комплексного решения для среднего образования по организации всех видов дистанционного обучения и проведению промежуточного и итогового оценивания.
В 2020-2021 учебном году методическое и экспертное сопровождение разработки контента обеспечивают более 500 лучших методистов и разработчиков образовательного контента Центра образовательных программ Автономной организации образования «Назарбаев Интеллектуальные школы». Сервис OnlinMektep содержит более 25 000 цифровых уроков по всем предметам школьной программы на казахском и русском языках в соответствии с ГОСО Республики Казахстан.
СОДЕРЖАНИЕ ПЛАТФОРМЫ. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ (УРОВНИ А, В, С).
Сервис Online Mektep создан на образовательной платформе Bilimland.kz.
Bilimland.kz – это коллекция полноценных интерактивных уроков для дошкольной подготовки, начальной, средней и старшей школ на казахском, русском и английском языках. На данный момент платформа содержит более 40 000 интерактивных уроков, 27 предметов на казахском и русском, 16 на английском языках и три дополнительных ресурса:
- iTest – электронный тренажер, предназначенный для подготовки к ВОУД (Внешняя оценка учебных достижений), итоговой аттестации и Единому национальному тестированию (ЕНТ). На данный момент база содержит более 70 000 вопросов и заданий на казахском и русском языках. Также разработано мобильное приложение, с помощью которого учащиеся могут готовиться к сдаче экзаменов в любом месте и в любое время.
- iMektep – уникальный ресурс для начальной школы на казахском языке по 7 основным дисциплинам начальной школы: по казахскому языку, литературе, математике, познанию мира, художественному труду, музыке и самопознанию. Представлено более 170 тем для изучения.
- Twig-Bilim – комплекс из более чем 1000 увлекательных трехминутных фильмов, созданных на основе школьной программы по химии, физике, биологии, математике, географии и естествознанию. Исходные материалы для создания фильмов были получены из архивов таких авторитетных создателей видеоматериалов, как ВВС и Associated Press. Комплекс представлен на казахском, русском и английском языках.
К сентябрю 2020 года в целях организации дистанционного обучения учащихся школ на платформе Bilimland.kz был разработан сервис Оnline Mektep, который представляет обучающий материал для всех классов ( с 1 по 11) на казахском и русском языках.
Все цифровые уроки разработаны согласно календарно-тематическим планам и целям обучения (лингвистические предметы – по различным видам речевой деятельности), которые учащиеся должны освоить за раздел в соответствии со стандартами ГОСО и ТУПам общеобразовательной школы (Согласно приказу Министра образования и науки от 10 мая 2018 года №199 «О внесении изменений и дополнения в приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 3 апреля 2013 года № 115 «Об утверждении типовых учебных программ по общеобразовательным предметам, курсам по выбору и факультативам для общеобразовательных организаций»).
Каждый цифровой урок платформы состоит из 2 компонентов:
- видеообъяснение и/или конспект;
- комплекс интерактивных заданий.
включает в себя контент/теоретический материал, способствующий развитию у учащихся критического мышления, навыков применения полученных знаний, анализа, синтеза, оценки, исследовательских навыков, а также функциональной грамотности. Теоретический материал обязательно закрепляется практико-ориентированными примерами. Видеообъяснение и/или конспект вызывают у учащихся заинтересованность, готовность выполнять задания самостоятельно, побуждают любознательность и активную деятельность, закрепляют уверенность в достижении целей обучения. Использованы соответствующие техники постановки вопросов, позволяющие развивать уровни мышления высокого порядка по таксономии Блума, и разнообразные способы мотивации, направленные на формирование интереса учащихся, в зависимости от темы урока. Также при объяснении теоретического материала используются аудио- и видеоматериалы экспериментов, опытов и явлений, которые позволяют эффективно вовлечь учащихся в учебный процесс.
Интерактивные задания способствуют достижению целей обучения, указанных в видеообъяснении и/или конспекте, охватывают весь изученный материал урока. Задания структурированные, предполагают дифференциацию, а также составлены с учетом уровня ранее усвоенного учебного материала, в том числе учтены методы и техники формативного оценивания, соответствующие целям обучения.
Список предметов начальной школы (на двух языках обучения)
№ | Пəндер | Предметы |
1 | Сауат ашу | Обучение грамоте |
2 | Қазақ тілі | Русский язык |
3 | Əдебиеттік оқу | Литературное чтение |
4 | Орыс тілі | Қазақ тілі |
5 | Ағылшын тілі | Английский язык |
6 | Математика | Математика |
7 | Дүниетану | Познание мира |
8 | Жаратылыстану | Естествознание |
9 | Көркем еңбек | Художественный труд |
10 | Музыка | Музыка |
11 | Дене шынықтыру | Физическая культура |
12 | АКТ | ИКТ |
Список предметов средней школы (на двух языках обучения)
№ | Пəндер | Предметы |
1 | Қазақ тілі | Русский язык |
2 | Қазақ əдебиеті | Русская литература |
3 | Орыс тілі мен əдебиеті | Қазақ тілі мен əдебиеті |
4 | Ағылшын тілі | Английский язык |
5 | Математика | Математика |
6 | Геометрия | Геометрия |
7 | Алгебра | Алгебра |
8 | Алгебра жəне анализ бастамалары | Алгебра и начала анализа |
9 | Информатика | Информатика |
10 | Жаратылыстану | Естествознание |
11 | Физика | Физика |
12 | Химия | Химия |
13 | Биология | Биология |
14 | География | География |
15 | Қазақстан тарихы | История Казахстана |
16 | Дүниежүзі тарихы | Всемирная история |
17 | Құқық негіздері | Основы права |
18 | Музыка | Музыка |
19 | Көркем еңбек | Художественный труд |
20 | Дене шынықтыру | Физическая культура |
21 | Графика жəне жобалау | Графика и проектирование |
22 | Кəсіпкерлік жəне бизнес негіздері | Основы предпринимательства и бизнеса |
При разработке заданий по каждому предмету соблюдены педагогические принципы и подходы, которыми руководствуется обновленная учебная программа.
Формирование и развитие у учащихся компетенций по каждому предмету с учетом специфики предметов и направлений определяет уровневость заданий (дифференциация: уровни А, В, С) в соответствии с уровнями мыслительной деятельности:
Основные уровни Online Mektep | Навыки | Описание |
А | Знание | Знание и воспроизведение конкретных фактов, информации и их описание. |
Понимание | Демонстрация понимания через правильное воспроизведение, предположение или интерпретацию информации. | |
В | Применение | Использование и применение информации и ранее полученных знаний в новом или незнакомом контексте или ситуациях. |
С | Анализ | Демонстрация способности делить информационные материалы на составные части, изучать информацию для получения различных выводов путем определения мотивов или причин, умозаключений и/или нахождения доказательств для обоснования общих правил. |
Синтез | Демонстрация способности реконструировать различные части ранее приобретенных знаний в новый контекст. | |
Оценка | Формирование суждения о значимости идей или фактов по определенным критериям. |
Перечень критериев оценивания знаний учащихся отражен в рубрикаторе Online Mektep с целью определения выставления баллов (от 1 до 10)* по каждому из критериев, характеристики работы ученика (виды ошибок) и рекомендации по проблемным зонам.
*Согласно Инструктивно-методическому письму «Об особенностях учебного процесса в организациях образования Республики Казахстан в 2020-2021 учебном году» от 02.09.2020 формативное оценивание представлено выставлением баллов от 1 до 10. https://nao.kz/loader/fromorg/2/24
ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ УРОКА ONLINE MEKTEP.
Урок ориентирован на достижение не только предметных знаний, но и метапредметных навыков, которые дают учащимся возможность обобщения полученных знаний для применения в любой области жизнедеятельности, находить эффективные пути достижения результата, умение искать альтернативные нестандартные способы решения познавательных задач.
Педагогические подходы к разработке урока.
При разработке и конструировании содержания урока учитывались следующие основные подходы:- системно-деятельностный подход – нацеленность содержания и дидактической части урока на овладения учащимися знаний и навыков для решения проблемных задач, развитие у учащихся практических и исследовательских навыков. При реализации целей обучения важным является соблюдение принципа: от «простого к более сложному», от
«конкретного к абстрактному»;
- интерактивный подход – нацеленность дидактической части урока на организацию взаимодействия и связи между учителем и учащимся;
- личностно-ориентированный подход – нацеленность содержания и дидактической части урока на развитие личностных потребностей;
- компетентностный подход – ориентирование на формирование навыков широкого спектра, реализация практико ориентированного характера обучения.
Данные подходы тесно взаимодействуют друг с другом в ходе организации и реализации урока.
Дидактические требования к уроку.
Дидактический комплекс урока основывается на следующих основных принципах: научности, доступности и посильности, сознательности и активности, связи теории с практикой, систематичности, последовательности, преемственности и наглядности. Концепция современного урока, наряду с традиционными дидактическими принципами, базируется:- на соблюдении принципа научной достоверности и соответствия современному состоянию науки и технологии;
- на соблюдении принципа таксономии целей обучения, в основе которого лежит последовательность уровней навыков: знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка;
- на критериальном оценивании;
- на самоконтроле и самооценки, выступающих составной частью всех видов заданий и упражнений.
Основываясь на вышеуказанные принципы, при разработке компонентов урока учитывались:
- наличие казахстанского компонента, воспитательного и социализирующего потенциала на основе общечеловеческих и национально-культурных ценностей;
- соответствие содержания, объема, уровня сложности, глубины учебного материала требованиям ГОСО и типовой учебной программы;
- соблюдение баланса научности и доступности;
- представление учебных материалов в порядке спирального наращивания знаний в последующих классах, с учетом принципов преемственности, систематичности и последовательности;
- соответствие материалов урока возрастным особенностям обучающихся;
- использование проблемного изложения материала;
- сбалансированность теоретического и практического материалов, возможность использования полученных знаний на практике;
- направленность на формирование функциональной грамотности обучающихся, развитие их способностей и компетенций;
- разработка разноуровневых творческих, практических, практико- ориентированных, проектных, экспериментальных и исследовательских заданий, на основе актуализации и использования уже имеющихся знаний.
Предметно-специфические требования, предъявляемые к разработке содержания урока.
Уроки по естественно-научным предметам обеспечивают формирование целостной научной картины мира на основе основополагающих и фундаментальных понятий, закономерностей, теорий и принципов, лежащих в основе современной естественно-научной картины мира, методов научного познания природы; овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, моделировать, проводить практические занятия, эксперименты и исследования.Уроки по предмету «Математика» обеспечивают усвоение фундаментальных основ математических знаний, развитие функциональной грамотности, логического, алгоритмического и операционного мышления, пространственного воображения, способности использовать различные языки математики и информатики.
Уроки по предметам гуманитарного цикла обеспечивают соблюдение принципов научности, объективности, историзма и преемственности и формирование у обучающихся навыков исторического мышления, понимания и осмысления прошлого, настоящего и их взаимосвязи, развитие умений анализа, обоснованных и объективных заключений.
Уроки по языковым предметам обеспечивают развитие у учащихся четырех видов речевой деятельности (чтение, письмо, слушание, говорение) и понимание целостной картины полиязычного и поликультурного мира.
Для формирования целостной современной личности помимо предметных компетенций важным является общекультурное, личностное и познавательное развитие. Поэтому при обучении в Online Mektep вместе с предметными компетенциями (получение учащимся при изучении учебного предмета знаний, умений, навыков, опыта творческой деятельности, ценностных установок, специфичных для изучаемой области) отдельное внимание уделяется метапредметным знаниям и навыкам – освоению универсальных способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
Метапредметные результаты овладения программой:
1 | Креативное мышление |
2 | Критическое мышление |
3 | Исследовательские навыки |
4 | ИКТ навыки |
5 | Коммуникативные навыки |
6 | Сотрудничество |
7 | Решение проблем |
8 | Грамотность |
9 | Умение считать |
10 | Информационная грамотность |
11 | Грамотность в работе с данными |
12 | Физическая грамотность / Забота о здоровье |
13 | Саморегуляция / самоконтроль |
14 | Проактивность учащихся |
15 | Создание новой ценности |
16 | Принятие на себя ответственности |
17 | Прогнозирование |
18 | Действие |
19 | Рефлексия |
20 | Глобальные компетенции |
21 | Медиаграмотность |
22 | Грамотность для устойчивого развития |
23 | Вычислительное мышление |
24 | Финансовая грамотность |
25 | Предпринимательство |
26 | Системное мышление |
СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ НА ONLINE MEKTEP
В Online Mektep формативное оценивание осуществляется посредством выполнения заданий учащимися в цифровых уроках, где рекомендуемый балл выставляется автоматически. Отображается в мониторинге успеваемости учащихся.
Данное оценивание не является итоговым, так как подразумевает обратную связь от учителя, с корректировкой выставляемого балла (от 1 до 10). Согласно «Руководству по критериальному оцениванию для учителей основной и общей средней школ» ( Автономная организация образования «Назарбаев Интеллектуальные школы», Астана, 2017 год) формативное оценивание обеспечивает непрерывную обратную связь между обучающимся и учителем, причем обучающийся имеет право на ошибку и ее исправление. Данный результат оценивания отображается в журнале класса.
Суммативное оценивание проводится по разделу\четверти на платформе Online Mektep согласно расписанию и стандартам оценивания по предметам. Данное оценивание проводится непосредственно самим педагогом.
Оценки учащихся за суммативное оценивание за раздел или четверть выставляются в модуле электронного журнала Online Mektep с дальнейшей возможностью использовать данное оценивание на усмотрение педагога.
Для разработки и организации суммативного оценивания по разделу и за четверть используется уникальный инструмент – конструктор СОР и СОЧ.
ВОЗМОЖНОСТИ ONLINEMEKTEP КАК ЭКОСИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ
Оnline Mektep позволяет реализовать обучение в дистанционном режиме:
- синхронный формат;
- асинхронный формат;
- смешанное обучение.
Обучение в синхронном формате предполагает прямую связь (стриминг) учителя через видеоконференцию с обучающимися в реальном времени, с использованием встроенного инструмента платформы с дополнительными функциями, такими как
«Поделиться экраном» (демонстрация ученикам материалов на экране учителя),
«Поднять руку» (предоставить возможность ученикам задать вопрос или дать ответы в прямом эфире), «Открыть чат» (отправлять сообщения во время урока). Педагог может
заранее подготовить обучающие материалы, установить время проведения синхронного урока, выслать ученикам класса приглашение (ссылку на урок).
При этом расписание уроков составляется в соответствии с ГОСО, Типовыми учебными планами, программами для всех классов одной школы и учебной нагрузкой педагогов с целью исключения перегрузки обучающихся, где занятия синхронного и асинхронного формата могут чередоваться в течение учебного дня/недели/года.
Асинхронный формат урока представляет собой взаимодействие учителя с обучающимися посредством готовых цифровых уроков платформы или собственного дополнительного материала (учебник, презентация, обучающее видео и т. д.) для самостоятельного изучения и учебные задания к ним с последующей обратной связью учителя.
Смешанное обучение сочетает в себе асинхронную и синхронную формы. Это оптимальная форма дистанционного обучения, которая позволяет объединить преимущества синхронного и асинхронного обучения и компенсировать их недостатки.
Оnline Mektep позволяет также реализовать самостоятельное обучение учащихся:
- осуществлять обучение в период пандемии, эпидемии, карантина, различных природных изменений, катаклизмов;
- освоить программу в период пропуска по причине болезни, участия в конкурсах, обучения на дому;
- повторить пройденный материал в каникулярное время, в целях устранения существующих пробелов.
ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
- Дистанционное обучение проводится с использованием онлайн-платформы Online Mektep в соответствии с Типовым учебным планом (далее – ТУП) и КТП (Календарно-тематическим планированием), с участием учителя либо без участия учителя и расписанием уроков.
- Дистанционное обучение на базе Online Mektep применяется в отношении учащихся 1-11 классов с учетом возрастных отличий, языковых и образовательных потребностей.
- В рамках дистанционного обучения с Online Mektep освоение учебных программ может осуществляется в режиме онлайн или офлайн, а также предусматривается самостоятельное изучение предмета или всей школьной прораммы учащимися.
- Учитель проводит учебное занятие с учащимися в режиме онлайн посредством функции модуля Видеоконференция с возможностью трансляции урока. Для ознакомления с более детальным планом проведения урока смотреть Приложение 2.
- Учитель использует готовый цифровой урок согласно целям обучения и, при необходимости, загружает свои дополнительные материалы (инструкции, задания, ресурсы и т. д.) в урок. При этом учитель должен быть доступен в течение данного времени для проведения урока в режиме онлайн и позже для оказания консультационной поддержки.
- Продолжительность учебных занятий в режиме онлайн составляет от 15 до 30 минут. (Согласно Инструктивно-методическому письму «Об особенностях учебного процесса в организациях образования Республики Казахстан в 2020-2021 учебном году» от 02.09.2020). https://nao.kz/loader/fromorg/2/24
- Уроки в режиме онлайн в формате видеоконференции проводятся по всем предметам согласно расписанию.
- Преподавание предметов «Самопознание», «Начальная военная и технологическая подготовка», а также учебных предметов гимназического/лицейского компонента и т. д. осуществляется учителями самостоятельно с использованием дополнительных материалов и своих уроков, созданных на конструкторе.
- В режиме онлайн посещаемость отмечается в начале учебного занятия. Посещаемостью считается время, проведенное на платформе в режиме онлайн с момента начала урока(ов) до окончания урока(ов), без учета времени, потраченного на перерывы. Количество пропусков учащегося учитель может просмотреть в модуле мониторинга для совместного с учителем/представителем школы выяснения причины отсутствия (технические неполадки, отсутствие интернета, состояние здоровья учащегося, ненамеренный пропуск).
- При организации дистанционного обучения требуется соблюдение санитарно- гигиенических норм, которые администрация школы должна довести до сведения родителей (законных представителей) учащихся.
- Дополнительные учебные задания, сроки выполнения заданий и выставление результатов обучения учащихся определяются в соответствии с Расписанием уроков. Дата и время консультаций определяются дополнительно по мере необходимости.
13. При работе в онлайн режиме учащимся рекомендуется соблюдать правила безопасности согласно Приложению 1 к настоящей Инструкции.
Возможности сервиса Online Mektep в организации работы администрации школы (директор, заместитель директора)
- Составление онлайн-расписания школы на основании и с учетом всех необходимых требований.
- Прикрепление каждого класса к педагогам школы с учетом учебной нагрузки и единому Расписанию школы.
- Получение статистики по мониторингу успеваемости всех учеников школы.
Возможности сервиса Online Mektep в организации работы учителя, классного руководителя
Для учителя:
- Проведение уроков онлайн в режиме реального времени (синхронное обучение) и взаимодействие с учениками в удобное время и темпе (асинхронное обучение).
- Добавление собственных уроков по предмету в расписание.
- Использование составленного КТП по предмету, возможность внесения изменений.
- Мониторинг успеваемости классов, перенос оценок в Журнал классов с возможностью выгрузки в формате Excel.
- Использование всех функций сервиса Online Mektep для проведения онлайн- урока, а именно: содержание (готовый контент), чат (обсуждение урока), мониторинг (мгновенное отображение результатов обучения класса), видеоконференция (для проведения трансляций урока).
- Тесная коммуникация с учениками классов посредством общего/индивидуального чатов.
- Конструктор по разработке уроков и суммативного оценивания (СОР/СОЧ).
- Библиотека готовых СОЧ от НИШ и учителей Казахстана с возможностью обмена опытом и применения в учебном процессе.
Для классного руководителя:
- Формирование списков класса (добавление/удаление учеников/сброс пароля).
- Распределение учеников класса по группам/подгруппам согласно расписанию и предмету.
- Мониторинг успеваемости класса, оценок в Журнале класса с возможностью выгрузки в формате Excel.
- Тесная коммуникация с родителями/учениками класса посредством общего/индивидуального чатов.
- Проведения онлайн классных часов.
Возможности сервиса Online Mektep в организации работы ученика
- Обучение в режиме реального времени (синхронное обучение) и взаимодействие с учителем в удобное время и темпе (асинхронное обучение).
- Тесная коммуникация с учителем посредством общего/индивидуального чатов.
- Опережающее обучение – возможность самостоятельно пройти определенный урок по любому предмету.
- Получение мгновенного результата обучения в виде баллов.
- Дифференцированное обучение – выполнение интерактивных заданий разного уровня.
- Формативное и суммативное оценивание.
Рекомендации учащимся по обучению онлайн
- Подключиться на урок в режиме онлайн на платформе и приложении Online Mektep согласно расписанию и не пропускать уроки без причины.
- Выполнять задания, домашние работы, суммативные работы вовремя в системе
- Четко следовать инструкциям учителей, не отвлекаться на посторонние занятия
- Постоянно присутствовать на уроке в режиме онлайн в течение всего урока (15- 30 минут).
- В случае возникновения непредвиденных проблем (сбой интернета, отсутствие либо повреждение ПК либо других устройств, болезнь, и т. д.) незамедлительно информировать об этом классного руководителя или учителя.
Рекомендации родителям по обучению ребенка онлайн
- Создать условия для качественной организации урока в режиме онлайн (ноутбук/персональный компьютер; доступ к интернету; наушники, микрофон, мышь; удобное место для обучения (тишина в комнате, хорошее освещение).
- Ознакомиться и придерживаться расписания уроков.
- Обеспечить присутствие учащегося на время урока согласно расписанию в Online Mektep.
- Контролировать выполнение всех заданий учащегося.
- Организовать полноценное питание учащегося (завтрак, обед, полдник).
- Соблюдать санитарно-гигиенические нормы (проветривать комнату и т. д).
- Ограничить времяпровождение учащегося перед компьютером (использовать компьютер только в учебных целях, исключить видеоигры, просмотр социальных сетей и чатов). Проводить зарядку для глаз на регулярной основе.
- Обеспечить безопасность учащегося через непосредственное нахождение учащегося дома (исключить возможности сбора учащихся для совместного времяпровождения, выполнения задания, получения дополнительной информации и т. д.)
*Информация о сервисе Online Mektep и дополнительных рекомендациях для родителей учеников представлены в Приложении 3.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Правила техники безопасности при работе за компьютером
- Монитор должен располагаться на расстоянии 50-60 см от лица и иметь такой угол наклона, чтобы пользователь видел изображение немного сверху. Необходимо отрегулировать освещение рабочего места с тем, чтобы на экране не было бликов. Есть смысл время от времени пользоваться глазными каплями, обладающими увлажняющими действиями.
- Высоту стола и сиденья стула подбирать в соответствии с ростом учащегося и так, чтобы кисти рук, лежащие на столе, не располагались под углом к предплечью. Ступни должны полностью опираться на пол.
- Нельзя оставлять вокруг рабочего места беспорядочно лежащие провода и кабели. Перед тем, как производить очистку компьютера от пыли, надо отключить его от электросети.
- Поверхности мышки и клавиатуры нужно регулярно протирать дезинфицирующими растворами или влажными салфетками.
Приложение 2
План проведения синхронного урока в Online Mektep
- При планировании урока определить время на каждый этап урока, содержание, минимальные ожидаемые результаты, используемые сервисы (инструменты ИКТ).
- Зайти на платформу Online Mektep (Onlinemektep.org). Для получения доступа к Online Mektep обратитесь к администратору школы (или иное лицо ответственное за организацию учебного процесса в школе).
- После получения доступа пройти на главную страницу учителя.
- В разделе «Расписание» выбрать урок определенного предмета, класса для проведения. Рекомендуется просмотреть содержание урока заранее.
- Перейти в раздел урока «Видеоконференция», назначить время проведения урока (заранее), отправив всем ученикам данного класса\группы приглашение в виде ссылки.
- Актуализировать тему урока, обозначить цели обучения в разделе «Обзор урока».
- Объяснение темы урока с использованием готового видеоматериала, конспекта или другого дополнительного ресурса.
- Предоставить обратную связь (с помощью функции «Поднятая рука» или чата с классом\группой) в течение всего урока.
- Проведение практической части урока с целью выяснения того, насколько каждый из учащихся понял представленную тему. Учитывать особенности учащихся данного класса/группы при проведении практической части урока, дифференцируя задания, определяя виды заданий и уровни.
- Следить за мониторингом успеваемости учащихся во время выполнения практических заданий.
- Подведение итога урока.
- Предоставление комментариев по выполнению домашнего/учебного задания.
Рекомендации по проведению асинхронного урока в Online Mektep
- При планировании урока определить содержание урока, минимальные ожидаемые результаты, используемые сервисы (инструменты ИКТ).
- На платформе Online Mektep (Onlinemektep.org) выбрать урок определенного класса, предмета и темы. При необходимости добавить/использовать свой материал.
- Отправить ученикам класса\группы ссылку на данный урок и отметить в их расписании вид урока – асинхронный с указанием желательной даты прохождения.
- Предоставление комментариев по самостоятельному прохождению данного урока учениками, а также по выполнению домашнего\учебного задания (если такое имеется).
Приложение 3
Рекомендации для родителей Как учиться на OnlineMektep.org?
Что такое Online Mektep?
Online Mektep – это порядка 5700 уроков первой четверти и более 140 000 заданий по 42 предметам на казахском и русском языках. Материалы разрабатываются лучшими учителями Автономной организации образования Назарбаев Интеллектуальные школы и соответствуют ГОСО начального и среднего образования. Все задания разработаны с учетом обновленного содержания образования и ориентированы на практические жизненные ситуации.Что Online Mektep предлагает ученику?
- интерактивные уникальные задания, связанные с реальными примерами из жизни;
- моментальный результат и обратная связь;
- способ легко наверстать пропущенные уроки во время болезни или в период восстановления;
- формирование навыка обучения в цифровой среде, а также навыка использования цифровых устройств с пользой;
- навыки самостоятельной работы и обучения.
Как учиться на Online Mektep ?
Online Mektep – платформа для организации дистанционного обучения –
взаимодействия учителя и ученика на расстоянии.
Существует два типа дистанционного обучения: СИНХРОННОЕ (занятие в режиме реального времени) и АСИНХРОННОЕ (обучение в своем темпе).
Преимущества синхронного обучения:
- Личное взаимодействие Вашего ребенка с учителем.
- Учитель быстро реагирует на вопросы Вашего ребенка и помогает разобраться в теме урока.
- Конкретное расписание уроков дисциплинирует ребенка.
Недостатки синхронного обучения:
- Могут возникнуть проблемы со связью.
- Необходимость быть на связи в строго определенное время, по расписанию.
Преимущества асинхронного обучения:
- Не нужно постоянно взаимодействовать с учителем.
- Ваш ребенок получает больше времени на изучение материалов и может двигаться в своем темпе.
Недостатки асинхронного обучения:
- Отсутствует личное взаимодействие с учителем в реальном времени.
- Вероятность непонимания материала повышается, так как ребенок не может задать вопрос.
Также Ваш ребенок может обучаться самостоятельно по причине болезни, обучения на дому, в целях устранения существующих пробелов в знаниях или во время каникул.
Как помочь ребенку учиться дистанционно?
- Обсудите со своим ребенком новый распорядок дня, определите удобное место и рабочее устройство для дистанционного обучения.
- Обязательно поддерживайте своего ребенка в обучении: будьте в курсе его расписания онлайн-уроков, заданий, держите тесную связь с учителем.
- Обращайте внимание на нагрузку: соблюдайте санитарно-гигиенические правила работы с компьютером (любым другим устройством), а также уделяйте
- Следите за режимом ребенка, регулируя учебу с активными играми, упражнениями.
- Постоянно поддерживайте Вашего ребенка, хвалите его за любой успех, пусть даже самый незначительный!
ГЛОССАРИЙ.
- Асинхронное обучение – взаимодействие учителя с учениками посредством возможностей электронных платформ, не привязанное к конкретному времени.
- Государственный общеобязательный стандарт начального, основного среднего, общего среднего образования (ГОСО) – описывает требования к базовому содержанию начального, основного среднего, общего среднего образования, к максимальному объему учебной нагрузки, уровню подготовки обучающихся.
- Дистанционное обучение – это самостоятельная форма получения знаний и навыков, которая сочетает в себе различные элементы онлайн- и офлайн-активности, посредством цифровых технологий.
- Критериальное оценивание – это процесс соотнесения реально достигнутых обучающимися результатов обучения с ожидаемыми результатами обучения на основе четко выработанных критериев.
- Перевернутый класс – принцип обучения, в котором усвоение основного материала учащимися происходит вне школы, самостоятельно через комплекс ресурсов OnlineMektep. На очном учебном занятии организуется практическая деятельность с индивидуальной консультацией учителя.
- Разноуровневые задания – задания разного уровня сложности, которые используются для организации дифференцированного обучения с учетом способностей обучающихся.
- Результаты обучения – подтвержденный баллами/оценкой объем знаний, умений, навыков, приобретенных, демонстрируемых учащимися по освоению учебной программы.
- Рубрика (рубрикатор) – способ описания уровней учебных достижений обучающихся в соответствии с критериями оценивания.
- Синхронное обучение – это занятия в режиме реального времени.
- Смешанное обучение – цифровая образовательная среда, в которой сочетаются онлайн и офлайн обучение с возможностью комбинирования разных видов ресурсов для достижения лучших результатов образовательного процесса.
- Суммативное оценивание – вид оценивания, которое проводится по завершении определенного учебного периода (четверть, учебный год), а также изучения разделов (сквозных тем) в соответствии с учебной программой. На основании выставляемых баллов автоматически рассчитываются оценки за учебный период и учебный год.
- Типовая учебная программа (ТУП) – документ, разрабатываемый на основе государственного общеобязательного стандарта образования, который определяет содержание, объем и порядок изучения дисциплины обязательного компонента типового учебного плана, отражает круг основных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для освоения, рекомендуемую литературу и утверждается уполномоченным органом Республики Казахстан в области образования.
- Формативное оценивание – вид оценивания, который проводится непрерывно, обеспечивает обратную связь между учителем и обучающимся и позволяет своевременно корректировать учебный процесс.
- Цифровые образовательные ресурсы (далее – ЦОР) – это дидактические материалы по изучаемым предметам, обеспечивающие обучение в интерактивной форме: видео, аудиофайлы, документы, презентации и иные цифровые учебные материалы.